Джаз: истоки и стили
Джаз начинает свою историю в 20 веке в Северной Америке, когда объединяется музыкальная культура африканцев и европейцев на этом континенте. Характерными чертами джаза, тем, что отличало эту музыку от любой другой, являлись импровизация и полиритмия, а так же уникальная в своем роде фактура ритма – свинг. Музыканты, исполняющие джаз, осваивали все новые конструкции мелодии и ритма, из несмелой импровизации выросла прекрасная и неповторимая культура.
Ритм джазовых композиций характеризуется четкой постоянной пульсацией ритма – битом, и отклонениями от этой пульсации – свингом. Кроме свинговых приемов из африканской музыкальной традиции джаз наследует и разговорные интонации в мелодии, а также трактовку всех музыкальных инструментов, как ударных.
Джаз интересен еще и тем, что в его композициях есть как продуманная заранее основа мелодии, так и импровизация, причем импровизировать одновременно могут несколько музыкантов из оркестра. Уникальное явление для музыки - зависимость характера произведения не только от взаимодействия артистов в ансамбле, но и от их взаимодействия с аудиторией, присуще джазовым выступлениям. Для самого раннего этапа традиционного джаза (новоорлеанского), характерна вариация мелодии в исполнении, как правило, 3-х артистов: трубача, кларнетиста и тромбониста. Основную линию композиции задавали ударные и медные басы. Если вы захотите устроить джазовый концерт на своем мероприятии советуем изучить репертуар группы Step by step на сайте bystep.info
Черты музыки двух ранних этапов традиционного джаза, чикагского и новоорлеанского, позднее объединились в стиль под названием «диксиленд». В 20-е годы особое место в джазовой культуре занимает блюз. Еще позже появляются произведения, объединяющие джаз с такой крупной формой, как симфония, образуется новый стиль – симфо-джаз. В этом направлении работали такие мастера как Д. Мийо, Дж. Гершвин и И.Ф. Стравинский. С середины пятидесятых в моду входят эксперименты по объединению джаза и современной музыки, появляется направление, называемое «третьим течением».
В начале тридцатых формируется система приемов и фигур музыки, которые дали начало стилю «свинг». В его основе лежит особый тип оркестра под названием биг-бэнд. Количество музыкантов и инструментов в этом новом оркестре выросло по сравнению с ранними формами джаза и появилась необходимость создания единой композиции. Так появились аранжировки, в которых практически не предусматривалось места для импровизации.
Однако позднее импровизация возвращается, но уже в новой форме стиля «бибоп». Представители этого стиля Ч. Паркера, Т. Монка и другие, не позволили джазу раствориться в танцевально-эстрадных течениях, а позволили ему оформиться в самостоятельное направление музыки.