Уличные музыканты: менестрели наших дней
Менестрели, трубадуры и бродячие артисты были во все времена и эпохи. Наш век – не исключение. В праздничные дни музыканты на центральных улицах городов создают дополнительную атмосферу, а в серые будни – становятся источником хорошего настроения для случайных прохожих, которые, спеша по своим делам, не могут пройти мимо, услышав красивый голос певца, слова любимого рэпа, или до боли знакомую мелодию на инструменте, будь то флейта или скрипка.
В европейских странах с уличным музыцированием весьма строго. Как правило, это занятие не считается попрошайничеством, даже наоборот – музыканты являются настоящим украшением городских улиц, а все потому, что просто так в эту струю не влиться. Для того, чтобы получить разрешение выйти на улицу и работать без риска быть прогнанным полицией, нужно сдать экзамен в профсоюзе уличных артистов и показать свой уровень мастерства. Судьбу «кандидата в менестрели» решает строгая комиссия. Если вам повезло и вас оценили достаточно высоко, смело шагайте на центральные улицы, где всегда многолюдно. С данными поскромнее вас отправят в районы попроще. Так или иначе, шансы заработать есть везде – по словам смельчаков из СНГ, которым удавалось играть на улицах европейских городов, минуя формальности, менталитет европейских жителей таков, что они практически всегда найдут мелкую монетку для музыканта независимо от того, нравится им музыка или нет. Еще одно жесткое правило, которое соблюдают практически все «трубадуры городских улиц» - работать на одном месте можно не более двух часов, а пользоваться усилительной аппаратурой запрещено.
Культура уличного музыцирования в России или Украине резко отличается от европейской. Начать с того, что работу уличных музыкантов никто не контролирует, поэтому выйти на перекресток с гитарой может любой желающий. Время работы никем не лимитируется, против усилительной техники возражают разве что жители домов, под чьими окнами устраиваются концерты, тогда музыкант может иметь проблемы с милицией. Еще одна отличительная черта нашей культуры уличного пения – наличие человека, собирающего деньги с прохожих. Называют такого человека «аскер», что буквально означает «попрошайка», его функция – пока музыкант играет, стоять на проходе и выпрашивать у идущих мимо людей деньги для музыканта. Далеко не все уличные деятели прибегают к помощи попрошаек, но если сей персонаж настойчив, касса будет даже в том случае, если вышедший играть не знает ничего, кроме трех песен Цоя на расстроенной гитаре.